Версия сайта для слабовидящих
Пермский край,
Соликамский городской округ,
с. Тохтуева
8(34253)7-28-98
Советы психолога   Разработки

Евгения Владимировна Штаер,

педагог-психолог

МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка»

Мастер-класс для педагоговдошкольных образовательных организаций и педагогов начальных классов.

Тема:  «Организация исследовательской деятельности старших дошкольников и обучающихся начальных классов.  Подготовка детей к конкурсу исследовательских работ»

Цель: Формирование исследовательского поведения детей.

Задачи:

  1. Организовать совместную деятельность взрослого и ребёнка для удовлетворения познавательной потребности ребёнка через организацию исследования.
  2. Развитие исследовательских навыков: поиск информации через разные источники,  отбор нужной информации, обобщение полученной информации, проведение опытов, эксперимента.
  3. Учить презентовать результаты своей практической работы. 

Ожидаемые результаты:

- удовлетворение познавательной потребности;

- гармонизация детско-родительских отношений (ничто так не сплачивает как совместная работа); взаимоотношений педагог-родитель-ребёнок.

-  повышение самооценки ребёнка;

-  получение ребёнком опыта публичных выступлений;

- эффективный способ получения необходимой информации через исследование;

- расширение границ знания (амплификация знаний) ребёнка и родителя. 

Первые навыки эмпирического исследования дети получают в совместной деятельности с педагогом в непосредственно организованной образовательной деятельности.

Ещё задолго до настоящего исследования дети учатся:

- задавать вопросы (младший и средний дошкольный возраст, возраст «Почемучки», 3года – сенситивный период).

Практическое упражнение

У Насти завтра день рождения, она давно мечтает о подарке. Выясни, о чём мечтает Настя.

Дети задают вопросы до того момента пока не отгадают, о каком подарке мечтает Настя.

наблюдать (начинает с рождения)

Педагог организует следующие виды игр:

Что изменилось?

Чего не хватает?

Что исчезло?

Найди спрятанные слова: «Кот в мешке», «Собери ягоды»

Найди отличия и т.д.

- выдвигать гипотезы;

Практическое упражнение

Предположи: «Почему в тундре бабочки в основном тёмного цвета?»

Гипотеза должна быть обоснованной.

     - поиск информации,методы исследования

Чем ребёнок больше использует источников информации, тем информация будет более полной, достоверной, интересной.

Источники информации:

- «Я – сам».Что я знаю о…/ через беседу

- из литературы / чтение разной литературы: энциклопедической, справочной, научно-познавательной, исторической,  в некоторых случаях художественной;

- знакомство с научными работами, исследованиями  по изучаемой теме;

- из интернета/ использование поисковой системы;

- из фильмов (документальных, художественных, научно-популярных)

-  через посещение экскурсий;

- через интервью / интервьюирование;

- в результате проведения наблюдения, опыта и эксперимента/ опыт, экспериментирование;

- узнать у авторитетного человека, у значимого взрослого,  учёного; более опытного исследователя, человека бывалого, человека с большим опытом, человека-профессионала своего дела / беседа, анкета, интервьюирование;

- собственные ощущения и переживания, жизненный опыт и другие.

- фиксировать полученную информацию. Ребёнок под руководством взрослого должен научиться  фиксировать информацию для более прочного усвоения, запоминания: делать зарисовки, пиктограммы, опорные слова, схемы и д.р.

- отбирать нужную информацию/выделение значимого, важного, конкретного, понятного; соотнесение найденной информации с планом исследования, поставленными задачами и целью исследования.

  1. ИНТЕРЕС является отправной точкой в исследовании. Детское исследование необходимо начать с вопроса ребёнка, на который вы не смогли сразу ответить, либо ваш ответ был не полным и не удовлетворил познавательную потребность ребёнка. Например, зачем птицы улетают на юг? Кто раскрасил наши окна? Почему улицу назвали Бабушкина? Потому что на ней бабушки живут?  Откуда на небе появляется радуга? Что быстрее всех?

Потребность в исследовании может быть вызвана недостатком информации, полученной на занятии, каким то событием. То есть ребёнок хочет узнать больше о явлении, событии, предмете, интересном человеке и т.д. Например, послеэкскурсии на Людмилинскую скважину,к памятнику Н. Латкину.

  1. Определяем тему исследования, то есть формулируем её.

Правила выбора и формулировки темы:

Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя впоследствии формулировка будет неоднократно корректироваться.

1.  Тема должна быть интересна ребёнку, увлекать его - быть актуальна для юного исследователя.

2.  Соответствовать возрасту ребёнка. Тема должна быть выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро, т. к. способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребёнка невысока.

Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.

3.  Тема «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».

В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.

  1. Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
  2. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необходимости. Оригинальность в данном случае понимается не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

6.  Педагог должен чувствовать себя исследователем. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним; помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты.

7.    Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему (в формулировке проблемы требуются слова «какой», «какова», «сколько», «почему» и др.), хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.

Например: «Дед Мороз и Санта-Клаус – соперники или коллеги?»

8.  Желательно, чтобы тема была сформулирована не в форме вопроса, односложным или назывным предложением. Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.  Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.

Например: Тема «Фараоновы муравьи и борьба с ними» подразумевает рассмотрение конкретного вида муравьёв и способов борьбы с ним.

А вот тема «Знаки зодиака» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Ее необходимо конкретизировать: «Знаки зодиака и особенности человека».

9.  Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.

Например: «Зачем сверкает молния…(Изучение природы статического электричества)».

10.   Результаты исследования должны представлять интерес для большинства сверстников.

Практическое упражнение

Задание: Оцените правильность выбранной ребёнком темы.

Темы: «Вулканы», «Эти забавные животные», «Братья наши меньшие», «Ботанический сад Демидова», «Главная улица моей жизни», «Ночная подруга Земли», «Что за сладость – мармелад?», «Сходство человека и собаки».

  1. Выясняем, что ребёнок знает по теме, что он думает – ребёнок выдвигает гипотезы. Определяем зону актуального развития ребёнка по теме.
  2. Определяем, что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос, добыть больше сведений о чём то или ком то. Составляем план, рисуем перспективы будущей исследовательской работы.
  3. Определяем «помощников»- источники информации.
  4. Набираем информацию по теме из разных источников.

Требования к информации:

- понятная информация для ребёнка;

- язык простой, нет сложных речевых оборотов, непонятных слов, длинных предложений.

  1. Отбираем информацию, которая более точно и в полном объёме ответит на вопрос ребёнка, удовлетворит его познавательную потребность.
  2. Обобщаем полученную информацию: совместно с ребёнком более кратко излагаем тему,
  3. Родитель, педагог помогает оформить работу ребёнку, готовит  презентацию (по возможности).
  4. Готовим презентацию работы – выступление ребёнка перед аудиторией.
 
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться