Версия сайта для слабовидящих
Пермский край,
Соликамский городской округ,
с. Тохтуева
8(34253)7-28-98
Советы педагога   Разработки

Авдеева Ольга Ивановна, логопед,

педагог дополнительного образования, МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка», г. Соликамск

  Формирование пространственных представлений, как основа познавательной деятельности детей.

Проблема пространственной ориентации  учеников с общим недоразвитием речи широка и многогранна. Формирование пространственных отношений является одной из базовых составляющих психической деятельности ребёнка, определяющих его дальнейшее развитие.  Развитие пространственной ориентировки  лежит в основе познавательной деятельности ребёнка. Недостаточная  сформированность  этих  представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития, проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления. 

Важность  коррекционной логопедической работы  состоит в  том, что обучение протекает более успешно тогда, когда оно основывается  на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений и событий окружающего мира, где немаловажную роль играют именно  пространственные представления.  Кроме того, правильно организованная коррекционная работа по развитию пространственных представлений благоприятно сказывается и на формировании  эмоционально-личностной сферы.

Процесс формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка.  В работах  современных психологов и педагогов   указывается,  что неспособность детей свободно  пользоваться  в речи словесными обозначениями пространственных характеристик положения предметов   друг относительно друга обусловлена именно тем, что их речь не является нормально развитой -  поэтому этим умениям и навыкам необходимо обучаться специально.

Рекомендую  ознакомиться с коррекционной  программой в книге «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога» (Семаго Н.Я, Семаго М.М.) Авторы  описали последовательную уровневую работу по формированию пространственных представлений детей. Такими уровнями являются: уровень пространства собственного тела; уровень расположения объектов по отношению к собственному телу; взаимоотношения внешних объектов между собой; лингвистическое пространство, включающее  временные представления (пространство языка). Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления полученных навыков, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы.

Эта программа успешно  используется в педагогической практике многими учителями.

 Но как сделать эту работу интересной для детей?

По  статистике основная часть всех детей любит рисовать.  Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  Мне не раз приходилось наблюдать, как сложно детям расположить предметы на плоскости в пространственном отношении друг к  другу. Именно  поэтому я  заинтересовалась,  как средствами графической  деятельности  можно формировать  пространственные представления:   научить располагать рисунок в пространстве листа, овладеть пропорциями в рисунке; выбрать направление движения (правая – левая ориентировка, верх-низ), переключаться с одного направления движения на другое, развивать пространственные представления о собственном теле; формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой; формировать навык представления пространственных представлений на речевом  уровне.

Ниже представлены некоторые упражнения, которые вы  можете использовать на своих занятиях со своими детьми. Особое внимание хочется  обратить на вашу речь, которая должна быть речевым образцом для ребёнка, она должна быть  красивой и понятной, выразительной и  доброжелательной. 

Процедура проведения: Инструкция педагога (или родителя): «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а ты должен подумать и назвать как можно больше предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?»

Чтобы стимулировать мышление и воображение детей, нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» – добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные.

Например, «крыша дома» – ответ стандартный, традиционный.

«Морковка», «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв птицы», «зонт» – ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.

После устных ответов детей попросить нарисовать эти предметы на листе бумаги.

Процедура проведения: Инструкция: Это – левая рука, это – правая рука. Какие рукавички подойдут на левую руку, какие подойдут на правую руку? Соедини их линиями. Нарисуй свою рукавичку на левую и на правую руку.

Процедура проведения: Инструкция: Назови игрушки, которые стоят на верхней полке, на нижней полке, на средней полке? Назови игрушку, которая стоит между пирамидкой и юлой? Назови игрушки, которые стоят слева  от медвежонка? Справа от машинки? Раскрась игрушку, которая слева от мячика,  красным цветом,  справа - синим, сверху - зелёным, а снизу - жёлтым. Остальные игрушки раскрась оранжевым цветом.

Процедура проведения: Инструкция: Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре - апельсин.

Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Процедура проведения: Педагог описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это.

 «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?»

1.                  «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?»

Предложите детям  3-4 описания простых рисунков. Если они легко справляются с заданием, можно предложить самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь.

            Если ребёнок рисует, значит, он развивается, поэтому развитие пространственного гнозиса  у детей с речевыми нарушениями средствами графической деятельности  создаст почву для полноценного овладения лексико-грамматическими средствами языка, подготовит их  к овладению письменной речью, счету и решению задач. Кроме того процесс рисования благоприятно отразится на эмоциональной сфере ребёнка.

Список рекомендованной литературы

1.       Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/ Д: Феникс, 2015; 

2.       Голубина Т.С. Чему научит клеточка. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  1. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
  1. Калинина М.В. Развитие пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. - URL: https://doc4web.ru/ pedagogika/konspekt-uroka-na-temu-razvitie-prostranstvennih-predstavleniy-u.html
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Ака­демия», 2002. - 232 с.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

8.       Сунцова А.В.,  С.В. Курдюкова  «Изучаем пространство».- М.: Эксмо 2009 г.

 
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться