Версия сайта для слабовидящих
Пермский край,
Соликамский городской округ,
с. Тохтуева
8(34253)7-28-98
Советы методиста   Разработки

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

«КАК ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ

В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

    Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация обучающего. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение. Предлагаемые рекомендации базируются на Модели мотивации Джона Келлера, состоящей из четырех компонентов – внимание, значимость, уверенность и удовлетворенность. Для поддержания мотивации обучающегося, важно

1) заинтересовать его, привлечь внимание,

2) убедить в важности и ценности обучения,

3) поддержать уверенность в себе,

4) повлиять на формирование чувства удовлетворения от достигнутых результатов.

    Планируйте учебную нагрузку с учётом возрастных особенностей детей. Многие дети и родители, говорят, что не справляются с объемом заданий, которые необходимо усвоить самостоятельно. Дети проводят весь свой день перед экраном монитора. Наступает переутомление и как следствие снижение учебной мотивации. Усвоение материала в дистанционном формате происходит совсем по-другому. Ребята, как и Вы, только осваивают этот формат, не всем это даётся с лёгкостью.

    Начинайте занятие в необычной форме. Для этого можно использовать уже знакомые вам приёмы: «прогнозирование», «отсроченная отгадка», «верные-неверные утверждения», «лови ошибку», «свои примеры», а так же задачи-смекалки, задачи-шутки, игровые упражнения, проблемные ситуации, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многое другое. Эти приёмы будут уместны не только в начале занятия, но и на всём его протяжении.

    Используйте «эффект присутствия». Вот простые способы, как этого достичь: Приветствие. Здоровайтесь более акцентированно, чем на занятии. Обычного «Здравствуйте, давайте начнём работать» может не хватить. Скажите, что вы рады видеть ребят. Посмотрите на состав участников и отметьте, сколько собралось детей: Например: «Давайте начнём, прошу всех, кто пришёл вовремя и не опоздал, поставить плюс в чате. По мере появления этих «плюсов» можно их комментировать, например, так: «Ага, вижу: здесь Иван, Елена, Игорь, Даша... отлично. О, нас уже шестнадцать человек, можем начинать!». В середине занятия лучше сделать такую перекличку ещё раз, задав вопрос и попросив коротко ответить. Например: «Кто согласен с этим, напишите в чате «Да»; кто не согласен, напишите «Нет»; кто не уверен – «Нет ответа». По мере появления в чате ответов считайте их, и если кто-то не отвечает, спросите: «Вижу мало ответов». Это поможет детям удерживать внимание. Комментируйте свои действия. Например, иногда вам нужно переключить слайд, чтобы показать его на мониторе. Или включить кому-то из ребят звук, чтобы спросить о чём-то. Если делать это молча, то возникает неловкость и эффект большой дистанции. А нам, наоборот, нужен эффект присутствия. Можно комментировать свои технические действия. Например, так: «Секунду, я посчитаю, сколько в чате ответили «Да», а сколько ответило «Нет». Или: «Минутку, я включу Анне звук. Анна, ты в эфире, тебя хорошо слышно. Теперь расскажите, что ты думаешь о...».

   Создавайте доброжелательную обстановку на занятии. Специфика дистанционного формата такова, что люди зачастую кажутся чуть более суровыми, суетливыми, неприветливыми или напряжёнными, когда их снимает камера. Так что на поддержание комфортной обстановки на занятии стоит обращать особое внимание. Полезно в первое время ставить рядом с монитором зеркало – глядя на себя, вы сможете заметить, что нахмурились. В отличие от очной встречи, у ребят мало возможностей правильно распознать ваши невербальные сигналы. Вы можете хмуриться из-за технических сложностей, а дети примут это на свой счёт.

    Будьте терпимее к ошибкам и недопониманиям. Для детей, родителей и педагогов, онлайн – это новый опыт. Они тоже не всегда знают, как правильно себя повести, как реагировать. Важно быть не столь критичными к ответам учащихся. В очном формате доказать свою позицию проще, чем в онлайн. Ребятам нужно время для того, чтобы адаптироваться.

   Делайте переменки. Обязательная часть учебного дня – перемены между занятиями. Долгое сидение за компьютером и отсутствие активности вредно и для вас, и для обучающихся. Установите перерывы между занятиями. Сделайте с детьми простую зарядку. Это поможет и «сбросить» напряжение и повысит учебную мотивацию.

   Давайте положительную обратную связь. Не стоит сводить обратную связь только к разбору ошибок и недочётов. Ребёнок «уходит» с таких занятий расстроенный. Ему нужно делать что-то со своим состоянием, а переключиться на других детей или другие процессы ему непросто или нет возможности. Отмечайте что-то положительное за занятие, чтобы у каждого обучающегося осталось впечатление, что с чем-то он справился, создавайте ситуацию успеха.

   Применяйте индивидуальный подход к обучению и вариативность заданий. За экраном монитора всё те же дети. Вы хорошо знаете возможности и способности каждого ребенка. Если вы видите, что обучающийся не справляется с заданием, не нужно его недочёты разбирать при всех, называя его имя, лучше прокомментировать общие ошибки. А если вы наблюдаете, что у одного из ваших детей что-то совсем не получается, организуйте отдельную встречу. Часто одной-двух онлайн встреч бывает достаточно.

   Домашние задания. Очень важны конкретные сроки пересылки и проверки домашних заданий. Онлайн-формат – это более трудозатратный и энергозатратный процесс, чем очный. У педагога возникает ощущение, что он не успевает дать весь материал, в результате переносит его в формат самоподготовки. Дети тоже пока не умеют грамотно подойти к самостоятельному обучению. Многим из них сложно заставить себя сесть и самостоятельно делать домашнее задание в полном объёме, а теперь ещё к тому же оно стало занимать практически всё их свободное время. В итоге у детей перегрузка, ощущение бесконечности учебной работы и падение мотивации.

Методист МАОУ ДОООЦ «Лесная сказка»

Трубникова Наталья Николаевн

 
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться