Версия сайта для слабовидящих
Пермский край,
Соликамский городской округ,
с. Тохтуева
8(34253)7-28-98
Советы логореда   Разработки

«Практические рекомендации для родителей

по развитию речи ребенка с синдромом Дауна»

ВСЕ ДЕТИ ОБУЧАЕМЫ!

Дорогие родители, будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо, и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стояли перед ними.

Итак, что делать родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна?

1. Осознать и понять важность совместной работы родителей и педагогов

Современные исследования ученых показали наличие прямой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами обучения, участием родителей в процессе могут в значительной мере нейтрализовать действие дефекта на ход психофизического развития ребенка.

2. Знать основные задачи коррекционной работы и не требовать от ребенка больше, чем заложено в нем природой

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

Чему учить детей и что развивать?

1. Развивать психические функции детей и как можно раньше корректировать их недостатки развития.

2. Формировать навыки правильного поведения. Основное внимание должно быть направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

3. Выработка навыков самообслуживания, трудовое обучение, подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда.

4. Сенсорное воспитание и развитие, в основе которого лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность, развивается ориентировочная деятельность через знакомство с признаками предметов, их классификацией и тд.

3. Изучить программы обучения детей с синдромом Дауна

Конечно, уважаемые родители, изучением программ должны заниматься специалисты, НО помните, что знание некоторых методик позволит вам оказать более действенную помощь в обучении ваших детей!

· Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки».

Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах.

· Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН) Среди упражнений наибольшее значение имеют:

- дыхательные упражнения;

- простые игры (построй домик, дорожку, поезд в волшебный лес, драматизации и т. д.) для стимуляции переживания детьми обычных, но значимых ситуаций; можно сопровождать эти игры небольшими ритмичными стихотворными текстами;

- практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений;

-кинезиологические упражнения;

- игры-драматизации;

- упражнения для развития мелкой моторики рук и ног;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- массаж карандашами;

- ритмические упражнения с лентами

!!!

Помните, что успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации! Несмотря на разные компенсаторные возможности и различный уровень умений, очень много зависит от активности семьи. Поэтому все игры и упражнения необходимо прорабатывать, проживать с детьми, стимулировать их самостоятельные действия. Только так они смогут накапливать личный опыт, быть активными, не замыкаться в себе, не быть несчастным членом семьи.

Выбор музыки для игр и упражнений – дело непростое. Предлагаю использовать народные песни, фольклорную музыку, музыку из серии «Звуки природы» и «Целительные звуки», музыку природы, музыку сфер. В атмосфере духовной музыки во время релаксаций мы учим детей прислушиваться к себе, ощущать своё тело.

· Методика «Шаг за шагом» («Step by step»)

В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях (сопровождать действия их проговариванием, задавать уточняющие вопросы)

· Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой Единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать.

· Лекотека

Слово «лекотека» дословно переводится как «хранилище игрушек».

Это психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. В арсенале лекотек находится множество игрушек и игр для развития детей, специальное оборудование, видеотеки, фонотеки. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет.

4. Оказывать посильную помощь в обучении и помнить о том, что вы и ваш ребенок находитесь под патронажем специалистов, готовых оказать психологическое и педагогическое сопровождение

- у детей должна быть сформирована психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы).

Играем в самые простые игры («Что изменилось?, «Найди пару», «Запомни и раскрась» и т д.

- работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

Например: если ребенок знаком с различными геометрическими формами, то можно предложить найти и назвать предметы определенной формы, например, только круглые, квадратные и т. д.

Чтобы закрепить знания о цветах, можно предложить, например, среди окружающих предметов найти только красные.

Очень важно отмечать изменения в природе и окружающей обстановке.

Игра «Кто или что может делать?»

Цель: систематизация словарного запаса

Ход игры: взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово «бежит», ребенок отвечает: мальчик бежит, собака бежит и т. д. Подберите слова к глаголам: стоит, идет, спит, плавает, ползает, лежит, качается, лает…

Игра «Что на что похоже?», «Отгадай, что это? » (отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам)

- занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

- следите за своей речью (говорите тихо, ласково и только о том, что является актуальным на данный момент);

В процессе такой коммуникации (ритм дыхания, телесный контакт, ласковый и спокойный голос, движения) появляются симпатия, доверие, интерес к общению, снимается напряжение, создается эмоциональный комфорт;

- не забывайте, что вся работа требует многократного повторения, эмоциональности, прямой помощи и совместного выполнения движений и действий.

!!! Помните

Любой акт коммуникации способствует достижению какой-то цели, наладив контакт с собеседником:

- получить информацию;

- побудить к действию;

- удовлетворить психическую потребность в общении.

Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих предметах.

Наблюдайте за своими детьми, это поможет вам понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества вашего ребенка.

Коммуникативные возможности и способности ваших детей снижены. Поэтому надо использовать альтернативную коммуникацию с учетом уровня его возможностей. Подкрепляйте речь жестами, обогащайте эмоциональный опыт детей, подкрепляйте его «правильной» музыкой, чтением, рассматриванием картин.

- дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве.

Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое, комментировать свои действия. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать.

- отмечайте малейшие достижения и успехи вашего ребенка

- не давайте всё и сразу, двигайтесь мелкими шагами, разбивайте задание на несколько частей.

Ваши дети являются полноценными членами общества, как и их здоровые сверстники. Они могут вести активный образ жизни: учиться, работать. Только надо помочь им в этом!

Родители!!! Помните:

«Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»

Педагог дополнительного образования, логопед Авдеева Ольга Ивановна, МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка», реализующая дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Речецветик»

 
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться